Развитие дорожно-строительной отрасли: проблемы и решения
В январе 2024 года Правительство скорректировало план дорожной деятельности, принятый в 2022 году. Это по сути настоящая дорожная карта развития строительной отрасли на пять лет. Согласно корректировкам, финансирование увеличили с 13,2 до 14 млрд рублей. Добавилось и количество объектов, которые попали в план — с 250 до 380. Одновременно с этим изменились сроки ввода в эксплуатацию некоторых объектов и срок действия самого документа — до 2028 года.
Основные проблемы дорожно-строительной отрасли
Пятилетний план предусматривает строительство и реконструкцию 4000 километров дорог, еще 3000 километров предполагается расширить с двух до четырех полос. Разумеется, такие масштабы отлично выглядят на бумаге. А насколько реально претворить эти планы в жизнь в нынешних условиях?
Основные проблемы, которые называют эксперты в области дорожного строительства: стоимость материалов, нехватка квалифицированных кадров, неважные погодные условия и, в первую очередь, дефицит дорожной техники. И если с повышением цен, недостаточным профессионализмом работников и российской погодой отрасль научилась уживаться, то нехватка техники, с которой мы столкнулись чуть больше двух лет назад, сильно бьет по дорожному строительству.
Ситуация на рынке дорожно-строительной техники
Нехватка техники — одна из самых острых проблем, которая сдерживает развитие дорожно-строительной отрасли. Санкции привели к тому, что японские, европейские, американские машины, которые раньше составляли основу автопарка дорожников, в Россию поступать перестали.
Согласно отчету Российского дорожного научно-исследовательского института (ФАУ «Росдорнии») парк дорожно-строительной техники и оборудования в 2023 году насчитывал 46 483 единиц, из них 21 891 единиц — техника иностранного производства. Отечественными аналогами вообще не представлены:
- бетоноукладочный комплекс;
- дорожные фрезы;
- самоходные машины для стабилизации грунта (в том числе регенераторы-смесители);
- ресайклеры;
- антисегрегационные перегружатели;
- короткобазный кран;
- телескопический погрузчик.
Кроме того, дефицит техники выражается сегодня в нехватке катков, асфальтоукладчиков, распределителей вяжущего, грейдеров и так далее.
Эксперты называют одной из основных бед уход техники Caterpillar, которая была широко представлена на российском рынке. Чувствительным оказался уход машин John Deere, японского Komatsu и других марок.
Варианты восполнения дефицита
Параллельный импорт
Тот же Caterpillar можно получить обходным путем. Вопрос в цене: параллельный импорт в разы дороже. Например, самосвал CAT AD45 2024 года выпуска предлагают к покупке из Китая за 160 200 000 рублей.
Импорт из дружественных стран
Второй вариант – переориентироваться на технику из стран, не ограниченных санкциями. В первую очередь это Китай, который уверенно осваивает на российский рынок. Лидирует XCMG – компания, которая и до санкций уступала по объемам продаж таким гигантам как Caterpillar и Komatsu. Для дорожно-строительной отрасли XCMG предлагает катки, асфальтоукладчики, фрезы, ресайклеры. Еще один крупнейший мировой производитель – SANY Group. Компания предлагает дорожные катки, грейдеры, асфальтоукладчики, дорожные фрезы, автобетоносмесители, автобетоновозы и миксеры. Среди других китайских производителей дорожно-строительной техники выделяют LiuGong – компания делает дорожные катки, автогрейдеры, бульдозеры, экскаваторы, погрузчики; Shantui, SHEHWA (различные модели бульдозеров), Changlin.
Обслуживание имеющейся техники
Третий вариант — максимально долго использовать уже имеющуюся зарубежную технику. Но здесь возникает проблема с запчастями. Она остро встанет, когда оставшиеся в России западные и японские машины потребуют ремонта.
Здесь тоже есть свои варианты выхода из ситуации. Японскую технику, например Hitachi и Komatsu, можно возвращать в строй, используя детали, которые поставляются для корейских брендов, таких как Doosan. Но этот вариант не подходит для европейских машин. Например, для Cat аналоги подобрать не удается: для этой техники требуются оригинальные двигатели и даже оригинальные масла.
Импортозамещение
И, наконец, четвертый вариант, который позволит решить проблему кардинально – импортозамещение. Этот процесс, что называется, пошел, но далеко не теми темпами, на которые все надеялись. Сегодня российский рынок производителей оборудования для дорожно-строительной отрасли представлен такими компаниями, как:
- машиностроительный завод «Бецема»: гудронаторы, термос-бункеры, щебнераспределители, оборудование для ямочного ремонта и отсыпки обочин;
- НПФ Бастион: машины для ямочного ремонта, автогудронаторы, гудронаторы, заливщики швов и т.д.;
- MADROG: производитель дорожного оборудования и мульчерной техники, и другие компании.
Российские производители уже работают над новыми моделями техники. На выставке СТТ Expo в 2023 году завод дорожной техники «Регион 45» показал новую версию масляного автогудронатора с системой косвенного подогрева битумной эмульсии «ГЕФЕSТ 2.0». В начале 2024-го компания ООО «НПО «ГКМП» представила новый асфальтоукладчик «Десна 2100». «Ростсельмаш» заявил о готовности производить дорожно-строительную технику, в 2024 году проходят обкатку два вида погрузчиков, телескопический и фронтальный.
Собственное производство во многом упирается в дефицит комплектующих. Здесь тоже основным решением должно стать импортозамещение, но пока российские производители не способны закрыть потребности рынка. Компании закупают импортные детали через третьи страны: Узбекистан, Армению, Турцию, Индию. Индийцы, кстати, помогают нашим производителям не только в закупках. Компания Бастион сотрудничает с индийской Ardent в производстве асфальтобетонных установок. Индийская сторона передает чертежи, оказывает техническую поддержку в пусконаладке и монтаже. А российская компания самостоятельно собирает машины на своей производственной базе.
Пока говорить о том, что импортозамещение позволит компаниям, которые строят дороги, переориентироваться на отечественного производителя, рано. Например, сегодня в стране имеется около 120 комплексов ресайклеров, при том, что потребность в них составляет не менее 140 единиц в год, а собственного производства, как уже отмечалось, нет. Асфальтоукладчики производит лишь одно предприятие, и оно не сможет закрыть потребности рынка. Дорожные катки изготавливают два завода, но их мощностей не хватает для того, что удовлетворить хотя бы 50% спроса.
Ускорить процесс импортозамещения могли бы правительственные меры. Одна из них была принята в 2022 году. Тогда вышло Постановление Правительства РФ № 895, согласно которому на закупки приоритетной импортной техники была запущена программа льготного кредитования. Однако рост объема субсидированных кредитов привел к тому, что дорожную технику стало выгоднее покупать в Китае, а не в России, а отечественные заводы, по сути, сейчас работают только на госзаказ. Массовое производство отечественной дорожной техники вполне может успешно стартовать при наличии мощной государственной поддержки. Существует более 50 предприятий, которые готовы заняться выпуском необходимых отрасли дорожных машин, но им нужен заказ и заказчики.
Заключение
В нашей стране дорожное строительство имеет особое значение для экономической системы. Десятки тысяч километров дорог необходимо поддерживать в рабочем состоянии, причем качественными должны быть не только федеральные трассы, но и автодороги местного значения. Дорожно-строительная отрасль в России в целом сегодня находится на подъеме. Об этом свидетельствует и национальный проект «Безопасные и качественные дороги», и пятилетний план дорожной деятельности. Самое главное, чтобы хорошие начинания получили свое практическое воплощение.
10.10.2024