Техника для дорожного строительства: что нужно, чтобы построить дорогу?
Дорожно-строительная техника — это, в первую очередь, спецтехника, которая непосредственно предназначена для строительства и ремонта дорог. Но если посмотреть шире, к дорожным машинам для строительства дорог можно отнести еще и грузовой автотранспорт, бульдозеры, экскаваторы, то есть те машины, которые используются и в других отраслях. Дорожные машины для строительства можно разделить на несколько групп в зависимости от их предназначения, мы расскажем о каждой из них подробнее.
Дорожная техника для укладки и обслуживания асфальтобетонного покрытия
Как это понятно из названия, такая техника применяется именно для работы с верхним асфальтобетонным слоем дороги. В эту категорию входит только крупногабаритная спецтехника — дорожные катки, асфальтоукладчики и дорожные фрезы. Ручные инструменты рассматриваются как дополнительные.
Асфальтоукладчик
Это специальное самоходное устройство, которое наносит, распределяет и уплотняет на основании дороги смесь из асфальтобетона. Машина контролирует толщину слоя укладки, скорость выгрузки смеси и температуру смеси согласно заданным параметрам. Хотя асфальтоукладчик и способен самостоятельно уплотнять асфальтобетонную смесь, этого недостаточно. Основное уплотнение производят с помощью дорожного катка.
Асфальтоукладчики классифицируются по ширине укладки. Минимальная 100 — 300 см, максимальная 300 — 1200 см. Небольшие машины применяют для работы на тротуарах и велосипедных или парковых дорожках. Для асфальтирования автомобильных дорог используют асфальтоукладчики с увеличенной шириной.
До санкций большинство асфальтоукладчиков поступали в Россию из Европы. Спросом пользовались машины производства компаний Vögele и Bomag (Германия), Volvo (Швеция), Caterpillar и Terex (США). На вторичном рынке их можно найти и сегодня. Что касается новой техники, то достойной заменой западным образцам стали китайские асфальтоукладчики от компаний XCMG, LiuGong, SANY, SINOMACH и других.
Вот несколько примеров асфальтоукладчиков китайского производства, которые сочетают в себе качество и эффективность укладки.
XCMG RP903. Мощный гусеничный асфальтоукладчик, изготовленный по технологии компании Vogele. Ширина укладки до 9000 мм, скорость укладки 2,5 м/мин, скорость движения до 2,6 км/ч. Вместимость бункера 14 тонн .
Sany SAP60C-8CEV. Асфальтоукладчик этой модели способен работать круглосуточно при полной загрузке. Ширина укладки до 6 метров, глубина до 25 см. Рабочая скорость 1,5 — 2 м/мин. Машина оснащена системой самодиагностики, которая отслеживает все необходимые рабочие параметры.
LiuGong CLG509E. Асфальтоукладчик с шириной укладки от 2500 до 9500 мм и максимальной глубиной до 500 мм. Автоматизированная система управления отображает скорость подачи материала из 16-тонного бункера. Укладка ведется в нескольких режимах: старт-стоп, прямолинейный и рулевой. Скорость укладки до 18 м/ч, скорость движения до 3 км/ч.
Дорожные катки
Такие машины могут уплотнять не только асфальт, но и песок, грунт или щебень. Основной рабочий элемент любого катка — это так называемый валец, большой тяжелый цилиндр, который заменяет машине колеса. Для дополнительного уплотнения в некоторых катках применяется вибрация. Катки подразделяются по весу на несколько видов: легкие (до 6 тонн) для обустройства пешеходных территорий, средние (6—10 тонн) для укладки городских дорог и тяжелые (весом более 10 тонн) — они работают там, где необходимо максимальное уплотнение асфальтобетонной смеси.
Так же как и в случае с асфальтоукладчиками, большинство дорожных катков сегодня поступают в Россию из Китая. По некоторым данным, доля новых китайских машин на рынке составляет до 80%. В топ брендов входят XCMG, LiuGong, Sany и LGCE и российский «Завод «Дорожных машин». Кстати, под брендом “Раскат” катки в России выпускает еще и АО «Рыбинские Асфальтовые Катки».
А вот на рынке б/у машин более половины все еще приходится на европейские и американские модели — Bomag, Caterpillar, Hamm, Volvo и другие.
XCMG XS123. Одновальцовый гидравлический виброкаток с двигателем Cummnins 4B3.9. Эксплуатационная масса 12 тонн, диаметр вальца 1523 х 2130 мм, ширина вальца 2130 мм, максимальная скорость 10,4 км/ч. Кабина оператора оборудована кондиционером, управление катком осуществляется с помощью джойстика. Каток адаптирован под российские климатические условия.
SANY SSR140C-8. Маневренный грунтовый каток с рабочей массой 14 тонн и частотой вибрации 33-36 Гц. Ширина вальца 2130 мм, марка двигателя DONGFENG CUMMINS. Максимальная скорость 8 км/ч. Есть система контроля уплотнения. Каток может работать на площадках со сложным рельефом. Машина оснащена системой самодиагностики и эргономичной кабиной, удобной для оператора.
DM-13-SD от ООО «Завод Дорожных Машин». Статический трехвальцовый каток с шириной уплотняемой полосы до 2000 мм. Может оснащаться тремя типами двигателей: ММЗ Д-245, Kubota V3800-T или Cummins 4BTA3.9-C125. Вес переднего модуля катка 6,2 тонны, заднего — 6,8 тонн. Ширина вальцов 500 и 1100 мм соответственно. Каток используют преимущественно для уплотнения слоев из битумосодержащих материалов, но он эффективен и для крупнозернистых грунтов.
Самоходная дорожная фреза
В строительстве дорог дорожную технику этого типа используют для качественного и быстрого демонтажа старого асфальтобетонного покрытия — снятия его на определенную глубину и дробления на фракции. Дорожные фрезы делятся на легкие и тяжелые. Легкая дорожная фреза — это машина с колесной ходовой частью весом до 7,5 тонн. Ширина фрезерования у легкой фрезы не превышает 60 сантиметров, а глубина — 21 сантиметра. Тяжелые фрезы обычно имеют гусеничную ходовую часть, вес до 30 тонн, ширину фрезерования 200 сантиметров, глубину до 32 сантиметров.
Лидером в поставках дорожных фрез на российский рынок является все тот же Китай. Лучшие фрезы производят компании XGMA, XCMG, Shantui, Liugong, Sany.
Дорожная фреза Sany SCM2000C-8W имеет максимальную глубину фрезерования 330 мм, ширину — 2010 мм. Широкая конвейерная лента позволяет траспортировать большие объемы материала, а угол поворота вправо/влево в 60° — загружать грузовики любых размеров.
Дорожная фреза XCMG XM1303K способна фрезеровать полосы шириной 1300 мм на глубину до 300 мм. Максимальная скорость передвижения 8 км/ч. Это достаточно мощная машина, которая используется на больших площадях — шоссе, аэродромах. Фреза снимает асфальтовые и асфальтобетонные покрытия, кроме того, ее можно использовать для очистки слоев гудрона, земляных работ, удаления колеи. Эргономичная кабина и система управления разработана так, чтобы снизить утомляемость оператора даже при длительной работе.
Отсыпщик обочин
Крупная дорожная техника, которая предназначена для укрепления и отсыпки обочин по заданным параметрам. Материал для отсыпки может быть различным: щебень, гравий, песок, ПГС. Машина формирует геометрически точную обочину буквально за один проход. На российском рынке сегодня присутствуют самоходные модели и навесные агрегаты. Популярностью пользуются польские машины HYDROG и MADROG, американские Caterpillar, но по понятным причинам их сейчас можно приобрести только в б/у формате. Новая техника производится в России, на красногорском заводе «Бецема» и в Беларуси на заводе «Группа компаний «СтиМ».
Заливщик швов, или швозаливщик — специальный агрегат для ремонта трещин в дорожном полотне. Заливщик состоит из котла, в котором разогревается битум, горелки, специальной распределительной удочки с рукавом и битумного насоса. Он функционирует полностью автономно, имеет систему безопасности, которая не позволяет начать работу, пока не будет достигнута необходимая температура мастики. Заливщики отличаются друг от друга по объему котла, расходу битума и топлива и времени разогрева смеси. В России швозаливщики производят несколько компаний: «НПФ Бастион», «Коминвест-АКМТ», КОРМЗ. На вторичном рынке востребованы агрегаты Hydrog, Crafco, Meco, Mono, Schafer, Grun, Strassmayr.
Техника для работ с грунтом
К этой категории относятся универсальные машины — экскаваторы, бульдозеры, грейдеры и скреперы. Экскаваторы в дорожном строительстве используют для рытья и перемещения грунта и щебня на небольшие расстояния или для загрузки сыпучих материалов в кузов самосвала. С помощью бульдозеров срезают грунт и передвигают щебень, песок, землю. Экскаваторы и бульдозеры поставляют на рынок как китайские, так и российские компании. Например, отечественная компания UMG в 2024 году выпускает новую модель бульдозера D16H 10-го тягового класса для широкого спектра земляных работ. Среди китайских брендов в топе Zauberg, Zoomlion, XCMG, LiuGong.
Среди новых экскаваторов-погрузчиков лидерами брендов сегодня являются: китайский Shanmon, турецкая Cukurova и, как ни странно, британский JCB — видимо, работает параллельный импорт.
Кроме того, для работы с грунтом используют грейдеры, которые разравнивают и профилируют поверхность дорожного полотна. Основной рабочий агрегат грейдера — это отвал, который установлен между мостами его ходовой части. Отвал грейдера эффективно выравнивает и сглаживает поверхность, именно поэтому он особенно востребован в строительстве дорог. Основные поставщики грейдеров на российский рынок — Китай и Индия.
Скрепер называют землеройно-транспортной машиной. Он одновременно послойно срезает грунт, транспортирует его и отсыпает в нужное место. Большинство скреперов производят американские и японские компании — CATERPILLAR, Komatsu, Deere & Company, поэтому с поставками новых машин на отечественный рынок есть сложности. Но из-за сокращения проектов, в которых задействована такая техника, спрос на скреперы падает. В России скреперы производит завод МоАз, кроме того, поставки идут и из Китая, от компании SHANTUI.
Техника для транспортировки материалов
Для обеспечения работы асфальтоукладчика, необходимо учитывать интенсивность укладки асфальтовой смеси — чем производительнее асфальтоукладчик, тем выше требуется грузоподъемность самосвалов. Чаще всего используют самосвалы повышенной грузоподъемности, до 14 тонн. Для перевозки прочих сыпучих грузов можно использовать и другие самосвалы в зависимости от потребностей строительства.
Среди новых самосвалов наибольшей популярностью в текущем году пользуются бренды Shacman, Howo и КАМАЗ.
Машины для изготовления и перевозки бетонных смесей
Эксплуатационные характеристики бетонных дорог выше, чем асфальтированных. Но бетон для дорожного покрытия должен обладать особыми свойствами, иначе покрытие будет разрушаться под действием температурных перепадов. В России бетонные дороги пока не слишком распространены, поэтому используется обычная строительная техника, предназначенная для изготовления и перевозки бетонных смесей.
Для приготовления смесей используют бетономешалки, а для перевозки бетона к месту назначения — автобетоносмесители с вращающейся емкостью.
Для транспортировки цемента применяют автоцементовозы, в таких машинах цемент можно перевозить на расстояния до 300 километров без утери качества.
Прием от автобетоносмесителей и подачу бетонной смеси к месту строительства производят с помощью бетононасоса. Такие агрегаты способны подавать большие объемы бетона в горизонтальном и вертикальном направлениях. В России бетононососы производят ТЗА (Туймазинский завод автобетоновозов) в Башкирии и КАМАЗ. Кроме того, на рынке популярны модели китайского производства от компаний XCMG, Zoomlion, Sany, LuiGong.
Заключение
Техника для строительства дорог — это тот элемент, без которого в отрасли обойтись невозможно. К сожалению, западные санкции значительно осложнили ситуацию, поскольку большинство дорожных машин поставлялось в Россию из-за рубежа. С уходом западных компаний закончились и поставки. Проблема импортозамещения в отрасли стоит очень остро, отечественных машин явно не хватает. Рынок сегодня наводнен китайской продукцией, с которой из-за относительной дешевизны и быстроты поставок очень трудно конкурировать. Тем не менее у российских заводов есть потенциал, и при наличии господдержки и крупных заказов они вполне могут наладить производство многих необходимых видов дорожно-строительной техники.
24.10.2024